02:32 Как русские моряки стёрли последнее "пятно" на карте | |
После скандала вокруг хулиганства «гринписовцев» в Баренцевом море за рубежом, да и в самой России без конца звучат призывы спасти Арктику от экологической катастрофы. Она-де, неминуемо произойдет, если «Газпром» будет и дальше ковыряться в полярных недрах. Недавно газета «Лос-Анджелес Таймс» разместила на своих страницах пространное интервью с профессором политологии Сергеем Медведевым, считающимся крупным специалистом по арктическим проблемам. Последние полтора десятка он провёл в основном в США и Западной Европе, где проникся неизбывной болью за судьбу региона, находящегося за Полярным кругом. Ею он и поспешил поделиться с читателями. Попугав их «тектоническим экологическим сдвигом», который случится из-за масштабного глубоководного бурения и интенсивного движения водного транспорта в Северном Ледовитом океане, Медведев вернулся к своей идее установления «международного контроля» над Арктикой. По его мысли, там должна быть запрещена не только любая экономическая деятельность, но и ведение боевых действий, осуществление ядерных испытаний и размещение военных баз. В чём должен заключаться и кто будет осуществлять этот самый контроль, профессор не пояснил. Но из его слов следует, что запреты должны распространяться в первую очередь на Россию. Ну, а контроль «международный» почти всегда означает «американский»... Инициатива Медведева - не единственная попытка «выдавить» русских из Арктики. Американцы носятся с идеей создания биосферного заповедника на Чукотке; США, Канада и Норвегия призывают Россию учредить «международную администрацию» по управлению Северным морским путем; сразу несколько стран, весьма далеких от зоны вечной мерзлоты, настойчиво стучатся в двери Арктического совета, требуя допустить их к решению судеб Заполярья; к реализации собственных «научно-исследовательских» арктических программ уже приступили Китай и Япония; на различных международных конференциях принимаются гневные резолюции, осуждающие Россию за ущемление прав коренных народов Севера... Эти действия особенно активизировались после того, как Москва предприняла практические шаги по восстановлению контроля над национальным сектором Арктики. Аргументы о необходимости «международного контроля», так же как и подозрительно своевременный набег «Гринписа» на платформу «Приразломная» должны доказать, что тоталитарная, технологически отсталая и плюющая на экологию Россия должна прекратить всяческую активность в Арктике и предоставить доступ к её богатствам демократическим и высокоразвитым странам. При этом остается за кадром тот факт, что американцы, канадцы, норвежцы, британцы, датчане, да и другие давно и продуктивно свинячат за Полярным кругом, бурят шельф, гоняют туда-сюда танкеры с нефтью, проводят там военные учения. Забыто и о роли России в открытии и освоении Арктики, и о том, что благодаря усилиям русских моряков и полярных исследователей вообще стало возможным её научное изучение и мореплавание в северных широтах. Между тем, ровно сто лет назад именно наши соотечественники совершили подвиг, по образному выражению одного из современников, позволивший «дописать последнюю страницу в истории Великих географических открытий». В сентябре 1913 года экспедицией капитана второго ранга Бориса Вилькицкого была обнаружена Северная Земля - последний на планете неизвестный человечеству крупный участок суши. К тому моменту находившиеся под командой Вилькицкого ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» уже третий год совершали трудные путешествия в Арктике. Перед ними была поставлена задача - выявить возможность мореплавания по Северному морскому пути с востока на запад. Решить её было не только непросто, но и опасно: к тому времени погибло несколько полярных экспедиций - Де Лонга, барона Толля, Седова, Русанова, Брусилова. Начаиная свой путь из Владивостока, ледоколы с каждым годом продвигались все дальше на запад, но непроходимые льды каждый раз заставляли поворачивать обратно. Затем все повторялось. В навигацию 1913 года экспедиции предстояло пройти самый трудный участок вдоль побережья полуострова Таймыр. Повернув к северу от него, корабли и обнаружили неведомую землю. Открытому архипелагу моряки дали название Тайвай - по первым слогам названий ледоколов. Однако дальше на запад в тот год корабли пройти не смогли. Американские газетчики, первыми узнавшие об открытии (перед возвращением во Владивосток «Таймыр» и «Вайгач» заходили для пополнения запасов на Аляску), сообщили всему миру, что новая земля названа именем императора Николая II. Позже это название было утверждено российским правительством. Оно просуществовало до 1926 года, когда было заменено на более нейтральное и идеологически выдержанное - Северная Земля. В следующую навигацию ледоколы опять дошли до открытых ими остров, где были затёрты льдами. На «Таймыре» лопнули шпангоуты и переборки, «Вайгач» получил пробоину в одном из отсеков и повредил лопасти гребного винта. Проведя в ледовом плену более девяти месяцев и потеряв двух человек, моряки сумели починить корабли. Экспедиция продолжила путь на запад и в сентябре 1915 года прибыла в Архангельск. Основная задача была выполнена. В ходе длившихся более пяти лет путешествий, помимо Северной Земли, было открыто множество островов, что увеличило территорию Российской империи почти на сорок тысяч квадратных километров. В ходе плаваний был собран богатый гидрографический и биологический материал, сделаны промеры глубин, составлены подробные карты северных маршрутов, что сделало возможным регулярную эксплуатацию Северного морского пути. Тогда же было поставлено под сомнение существование легендарной Земли Санникова, в поисках которой погиб отважный полярный исследователь барон Эдуард Толль. Если бы поход «Таймыра» и «Вайгача» завершился на несколько лет раньше, его участников ждала бы всемирная слава и признание на родине. Их имена знал бы каждый школьник, о них писали бы книги и слагали героические поэмы. Но в этом Вилькицкому и его соратникам откровенно не повезло. К моменту их возвращения уже год как шла Первая мировая война, правительству и обществу было не до Арктики и каких-то далёких земель. Даже фотографию, изображающую водружение российского флага на одном из открытых экспедицией островов, согласилась опубликовать лишь одна из питерских бульварных газет. При этом не обошлось без ретуши и подрисовок. Затем революция, гражданская война. Собранные экспедицией научные материалы были вывезены в Ярославль и почти все они сгорели во время антибольшевистского восстания. Борис Вилькицкий, как и многие офицеры флота, перешел на сторону белых и командовал морскими силами в Архангельске, получив чин контр-адмирала. В феврале 1920 года он совершил еще один подвиг, правда, уже не научного свойства. Вилькицкому удалось на нескольких пароходах и ледоколах пройти через льды Баренцева моря, оторваться от преследования красных и практически без потерь доставить остатки Северной армии генерала Миллера в Норвегию. Затем адмирал провел корабли вокруг Европы в Севастополь, где передал их барону Врангелю. Приведенные Вилькицким пароходы чуть позже спасли ещё не одну сотню русских жизней при эвакуации белых из Крыма. Советская власть оценила эти «заслуги» адмирала, на долгие годы предав его имя забвению. Воспоминания участников арктической одиссеи «Таймыра» и «Вайгача» были опубликованы в нашей стране только через полвека в сильно сокращенном виде. Однако, когда в 1924 году с острова Врангеля выдворяли канадских колонистов, поселившихся там на правах первооткрывателей, для обоснования своих прав на него правительство СССР предъявило именно материалы экспедиции Вилькицкого... Благодаря роману лауреата Сталинской премии Вениамина Каверина «Два капитана» советские читатели были уверены, что Северную Землю открыл не белогвардейский адмирал, а капитан Иван Татаринов, списанный с почитаемого в СССР полярника-авантюриста Георгия Седова. Как знать, может быть то, что сделал адмирал, сто лет назад открывший Северную Землю, ещё не раз пригодится России для отстаивания своих интересов в Арктике. Источник: narpolit.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |